Планирование семьи и особенности психосексуального развития подростков

05.12.2023

По определению ВОЗ, планирование семьи - это обеспечение контроля репродуктивной функции для рождения здоровых и желанных детей. Оно включает комплекс мероприятий, способствующих решению одновременно нескольких задач: избежать наступления нежелательной беременности; иметь только желанных детей; регулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей; устанавливать число детей в семье. На современном этапе планирование семьи затрагивает широкий спектр вопросов: начиная от полового и гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни с ранних лет, культуры общения мужчины и женщины, родителей и детей, пропаганды семейных ценностей, консультирования по вопросам семейной жизни и заканчивая работой по контрацепции и профилактике абортов, лечению бесплодия.

Основы сексуальности закладываются еще в детстве, поэтому половое воспитание следует расценивать и проводить как часть процесса формирования личности. Оно включает в себя не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические нормы. Молодым людям и их родителям важно знать об особенностях психосексуального развития.

Психосексуальное развитие подростка проходит на гормонально насыщенном фоне, т. к. усиленно начинают функционировать половые железы организма (а их включение предопределено физиологией человека. Это возрастная норма). В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности. Если в своем развитии подросток вступил в этот этап дальнейшего развития своей сексуальности (так называемый этап формирования психосексуальных ориентаций), то первая его стадия – формирование платонического либидо – характерна влюблённостью. Платоническая любовь - страдания, восхищение, мечты. У каждого подростка постепенно вырабатывается своеобразный, индивидуальный для каждого эталон желанного «рыцаря» или «принцессы», который он (она) сознательно или подсознательно начинает искать вокруг себя. Если подросток пребывает в этой стадии, приближаться к объекту еще не хочется, это любовь на расстоянии, любовь – любование, любовь - эмоция. Хочется думать об этом человеке, но еще нет желания приблизиться, т.к. понимание, чего подросток хочет от этой конкретной девочкимальчика смутно и противоречиво. На этом этапе формируются внутренние ориентиры в любви: нравится не нравится.

Понимание мысли о том, что без влюбленности, нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви, убережет подростка от ранней и опасной половой жизни. Самое главное в ранней подростковой влюбленности – стремление к духовному общению. При этом подростки должны кое-чему научиться, а именно: научиться общению наедине, уметь решиться написать записку, признаться в любви. К завершению стадии чисто мальчишеские и девичьи компании распадаются, появляется интерес к совместным «тусовкам» и общению парами. Отношение к платонической стадии со стороны взрослых должно быть чутким, ни в коем случае нельзя высмеивать все эти ахи и вздохи. Именно ранняя подростковая влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви. Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент, "секс", и сегодня сексуальность подростков становится все более бездуховной. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности стараются подавить, что и ведёт к видению подростками в любви одного лишь "секса". Запреты на общение с объектом влюбленности могут толкнуть подростка на девиантное или даже суицидальное поведение, реакции оппозиции, протеста, уход из дома. Родителям и педагогам следует с пониманием и терпением пережить этот этап, понимая, что неизбежно наступит следующий.

И когда в подобные платонические мечты постепенно начинают вплетаются эротические фантазии - желание дотронуться до любимого человека, пусть пока это только фантазии, и до их реализации дело может не дойти, но они свидетельствуют о переходе личности из одного состояния любви – платонической в другую, более зрелую – эротическую, наполненную чтением литературы, поиском соответствующих видеофильмов, увлечением разговорами на любовную тему.

В этот период подростки регистрируют изменения в теле. Подростки, так или иначе, отдают себе отчет в том, что все это и многое другое связано с темой любви и сексуальности. Процессы телесных реакций невозможно полностью контролировать: у мальчика может появляться спонтанная эрекция, поллюции (самопроизвольное, сопровождающееся мечтами или сновидениями об объекте влюбленности),  девочка ощущает зуд, дрожание, вибрацию в половых органах.. Далее подросток, опираясь на свой опыт, дает им оценку, думает, как правильно разместить эти ощущения в своей жизни. Часто подросток, замечая неконтролируемые изменения в теле, пугается, ему может казаться, что только с ним одним происходит подобные бесконтрольные изменения. Поэтому подростку важно знать, что это психофизиологические реакции, и они есть у всех в той или иной степени

На этом этапе появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции.  Это исследование собственной формирующейся сексуальности, возможность сформировать понимание, что подростку нравится: активность, нежность, напористость  в объятиях (и в каких пропорциях). Эти фантазии помогают определиться, с каким парнем-девушкой стоит вступать в отношения, а с каким нет. В будущем это поможет избежать бесперспективных отношений, не подходящих данному человеку. На дальнейшее становление психосексуальных ориентаций подростка будут продолжать оказывать влияние как биологические факторы (уровень половых гормонов, чувствительность к ним органов-мишеней, генетические особенности), так и социальные, в том числе семейные взаимоотношения и отношения со сверстниками.  Когда эмоциональный (платонический) и телесный (эротический) компонент этапа психосексуальных ориентаций у подростка отыгран, у юношей и девушек наступает стадия сексуального либидо. На этой стадии происходит формирование фантазий с законченным половым актом, с конкретным человеком, к которому сформировано четкое влечение.  На этой стадии важное значение имеет предоставление молодым людям информации о способах контрацепции, дабы избежать незапланированной беременности и заражения ИППП (инфекции, передающиеся половым путем). К наиболее распространённым методам контрацепции относятся следующие:

 - Презервативы (мужские и женские) – это единственный способ контрацепции, который защищает от ИППП и нежелательной беременности;

- Оральные контрацептивы

- Внутриматочные контрацептивы, импланты

- Таблетки для экстренной контрацепции

Таблетки для экстренной контрацепции (ТЭК) помогают женщине избежать наступления беременности после незащищенного полового акта. ТЭК обеспечивают надежное предохранение от беременности, если принимаются в течение 5 дней после незащищенного полового акта. Чем раньше женщина начинает принимать таблетки после незащищенного полового акта, тем выше эффективность данного средства контрацепции.

  • Не нарушают течения уже наступившей беременности.
  • Безопасны для всех женщин – даже для тех, кто не может принимать постоянные гормональные средства контрацепции.
  • Обеспечивают возможность перехода к основному

методу контрацепции.

  • Существует несколько видов таблеток для экстренной

контрацепции. В качестве средств экстренной контрацепции используются специальные препараты, только прогестерон-содержащие таблетки и комбинированные оральные контрацептивы.

Получить более подробную информацию о средствах контрацепции можно получить на консультации у врача-гинеколога, уролога.

Врач-психотерапевт                                                       Новицкая Е.Н.