ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 Дни открытых дверей


             Как выбрать профессию и место обучения.

Вступительная кампания в колледжи начнется еще не скоро. Но определиться с будущей профессией и местом обучения лучше заранее. Собрали рекомендации специалистов, как это сделать.

Первый шаг – профессиональная диагностика

Профориентационные тесты – инструмент, который может помочь в выборе будущей профессии.

Как рассказала начальник центра научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского институт профессионального образования (РИПО) Наталья Голубовская, в Беларуси широко применяют комплекс онлайн-методик "ПрофиТест" (диагностику в ней уже прошли более 113 тыс. школьников).

Эта онлайн-платформа поможет оценить профессиональные склонности и предпочтения, индивидуально-психологические и личностные особенности, тип мышления, наиболее подходящую сферу профессиональной деятельности и наметить будущий профессионально-образовательный маршрут.

Ориентирована она в наибольшей степени на школьников 8-11 классов.

Совет

Пройдите все разделы тестирования. Тогда вы получите более четкий путь от профессии до учреждения образования.

Кроме того, за последнее время разработано значительное количество видеороликов, посвященных профессиям рабочих. Посмотреть их можно, например, на сайте РИПО.

Второй шаг - изучить все перечни специальностей

Сборники специальностей размещены в разделе "Абитуриент" на сайтах министерства образования и РИПО, рассказала заместитель начальника главного управления профессионального образования Минобра Александра Петрова.

На данный момент там находится информация для поступавших в 2023 году, но для целей ознакомления с имеющимися в белорусских колледжах специальностями это не принципиально, так как их перечень значительно не меняется.

Третий шаг - определить круг подходящих колледжей

Не стоит ограничиваться колледжами в вашем регионе. "Беларусь – страна довольно доступная во всех направлениях, посмотрите все учреждения образования в стране, которые вас заинтересуют. Они довольно равномерно распределены по республике", - отметила Александра Петрова.

Совет

Не игнорируйте те активности, которые проводят заинтересовавшие вас колледжи. Это дни открытых дверей, мастер-классы, экскурсии. Это поможет определиться с местом будущей учебы.

Какие вообще специальности предлагают белорусские колледжи?

Более 100 специальностей и 250 квалификаций на уровне профессионально-технического образования и порядка 200 специальностей на уровне среднего специального образования. От сфер промышленности и строительства до педагогики, IT и медицины.

Совет

Если хотите стать специалистом среднего звена, либо получить профессию рабочего для высокотехнологичных производств с большим теоретическим разделом, идите на уровень средне-специального образования.

Если вас интересует начальный старт карьеры именно с рабочих профессий, практические навыки, лучше выбрать профессионально-техническое образование. А в дальнейшем, если захотите, получать средне-специальное или высшее образование.

В колледжи можно поступать на базе 9 классов или 11 классов. Учитывайте, что порядка 70% потенциальных абитуриентов приходит в систему профобразования именно после 9 классов. Для окончивших 11 классов специальностей гораздо меньше.

Как поступать?

Все достаточно просто - конкурс документов об образовании (после 9 классов – средний балл свидетельства об общем базовом образовании, после 11 – конкурс аттестата об общем среднем образовании).

Чем более востребованная специальность, тем выше конкурс. Например, в Минском государственном медицинском колледже на специальности "лечебное дело" в этом году проходной составил 9,3 балла, в Минском государственном колледже кулинарии на специальности повара-кондитера он был выше 8.


Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив и активен в достижении намеченных целей.

Условие оптимального выбора профессии

— зона оптимального выбора

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  1. Дайте своему ребенку право выбора  будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Как помочь детям подготовиться к экзаменам (ЦТ)

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене (ЦТ), и не критикуйте ребенка после экзамена (ЦТ). Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена (ЦТ) – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходимы питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, то покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревогу. Если ребенок не носит часов, то обязательно дайте ему часы на тестирование.
  • Накануне экзамена (ЦТ) обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Желаем успехов!