В соответствии с Планом работы Федерации профсоюзов Беларуси по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда
в учреждениях и на предприятиях Гродненской области
25-29.09. 2023 года
проводится:
неделя профилактики производственного травматизма
Тема ВДОТ "Безопасная и здоровая производственная среда в качестве основополагающего принципа и права в сфере труда".
Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда
- Информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда
- Социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания
- Взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов, работодателей по вопросам охраны труда
В целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах 28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют и проводят мероприятия, приуроченные к Всемирному дню.
Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».
В июне 2022 года участники Международной конференции труда решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда. В связи с этим в список основополагающих конвенций были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155) и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187).
В результате этого решения все государства, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство, добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.
В Резолюции 2022 года о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда признается значение диалога и сотрудничества между социальными партнерами. В документе отмечается, что создание «безопасной и здоровой производственной среды требует активного участия правительства, работодателей и работников, распределения прав, обязанностей и ответственности, а также социального диалога и сотрудничества».
Конвенции 155 и 187 устанавливают основные принципы для применения системного подхода в управлении системой охраны труда. В Конвенции 155 содержатся призывы к принятию согласованной национальной политики по охране труда. Она также требует разработки мер на национальном уровне и уровне предприятий для определения ответственности, обязанностей и прав в сфере охраны труда. Конвенция 187 основана на системном подходе к созданию безопасной и здоровой производственной среды через разработку национальной политики, систем и программ охраны труда с целью совершенствования национальной культуры профилактики в области охраны труда. Системный подход должен быть реализован, учитывая принципы, содержащиеся в соответствующих нормах по вопросам охраны труда.
Конвенция 155 ратифицирована Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. и вступила в силу для Республики Беларусь 30 мая 2001 года.
Основные принципы создания «безопасной и здоровой производственной среды», заложенные в Конвенции 155, реализованы в законодательстве Республики Беларусь.
В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.
Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
- ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
- комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
- внедрение систем управления охраной труда;
- социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
- установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
- использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
- взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;
- сотрудничество между работодателями и работающими;
- использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
https://mintrud.gov.by/ru/vsemirnij-denj-ohani-truda-2022-ru
Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии
27 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ). Указом с 1 октября 2022 г. предусмотрен дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.
При этом появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.
Как будет работать новая программа
Работник, желающий участвовать в страховании сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию (в дополнение к обязательному 1-процентному взносу на трудовую (солидарную) пенсию). Размер этого взноса – в процентах от фактической заработной платы – он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника – 10%.
Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%.
Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.
При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы. 5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее. Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.
Вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией.
Для участников новой программы предусмотрены и другие финансовые стимулы:
– льгота по подоходному налогу. Так, работникам предоставляется право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию. Это означает, что размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%), будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника.
Гарантированное пользование данной льготой позволяет работникам формировать дополнительную пенсию при минимальных собственных затратах.
Дополнительные накопительные пенсии также освобождаются от подоходного налога с физических лиц.
– возможность наследования пенсионных накоплений;
– гарантия сохранности пенсионных накоплений. Осуществление добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии Указом возложено на государственную страховую организацию – республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита». Государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным этим страховым предприятием.
То есть все обязательства по дополнительным пенсиям в новой программе при любых обстоятельствах будут выполнены в полном объеме – РУСП «Стравита» или правопреемником этой страховой организации (в необходимых случаях – с привлечением государственных средств).
Кто может участвовать в новом страховании
Право участвовать в программе предоставлено работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда социальной защиты. В подавляющем большинстве случаев такой характер имеет работа по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
Начинать участвовать в новом страховании можно не позднее, чем за 3 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ограничение связано с тем, что при менее продолжительных сроках участия накопленные средства и результаты от их инвестирования объективно не смогут стать существенными.
Размер будущей накопительной пенсии
Размер накопительной пенсии будет исчисляться из сумм дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования (по принципу – сколько накопил, столько и получил).
Указом гарантируется норма доходности по пенсионным сбережениям в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде. Кроме этого, предусматривается начисление дополнительной доходности (страхового бонуса) по результатам инвестиционной деятельности РУСП «Стравита».
Также на сумму пенсии в месяц повлияет и выбранный работником срок ее получения – 5 либо 10 лет. На данном этапе такой период получения дополнительной пенсии является оптимальным – ее размер более ощутим для человека (при удлинении периода выплаты пенсии размеры накопительных пенсий уменьшаются).
При желании работника формировать пожизненную накопительную пенсию, это можно сделать в других добровольных программах страхования дополнительной пенсии, предлагаемых страховыми организациями.
Как начать участвовать в новой программе
Работникам, желающим формировать дополнительную накопительную пенсию, необходимо обращаться в РУСП «Стравита» по адресу г. Гродно, ул. Карла Маркса, д.24. Подать заявление и заключить договор можно при личном визите в эту страховую организацию или в электронном виде через ее официальный сайт. О заключении договора и участии в новой программе нужно уведомить работодателя.
Дополнительные взносы работника на накопительную пенсию по его заявлению будут ежемесячно перечисляться самим работодателем.
Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства
27 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ).
Указом с 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДОПЛАТА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ВМЕСТО ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕНСИЮ
25 сентября 2013 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ N 441 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения" (далее - Указ). Указ вступил в силу с 1 октября 2013 г., за исключением пункта 2 Указа, который вступит в силу с 1 января 2014 г.
Указом предусматривается:
Предоставление права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда работникам, занятым в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые к 1 января 2009 г. отработали менее половины специального стажа либо не имеют такого стажа до указанной даты (соответственно не приобретут право на досрочную пенсию в общей пенсионной системе) (подпункт 1.2 пункта 1).
Работник вправе выбрать:
(1) профессиональное пенсионное страхование. То есть продолжить формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию путем уплаты за него работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд). Профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, осуществляется до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста;
либо
(2) ежемесячную доплату к заработной плате (далее - доплата). При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста.
Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.
Форма заявления работника, порядок его подачи, регистрации и хранения определяются локальным нормативным правовым актом работодателя.
Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника.
В случае возникновения спорных вопросов о продолжительности специального стажа работника разъяснения работодателям даются управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите при представлении документов, подтверждающих специальный стаж.
Размер доплаты также определяется работодателем. В любом случае он не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника.
28 апреля 2022 года проводится Всемирный день охраны труда
Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.
Тема Всемирного дня в 2022 году - Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда.
Всемирный день охраны труда отмечается 28 апреля 2022 года, его главная тема – значение социального диалога и вовлеченности всех заинтересованных сторон для формирования позитивной культуры охраны труда.
Ленинский районный отдел Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения сообщает, что 25 сентября 2013 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ №441 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения" (далее – Указ №441).
Указом №441 работникам, занятым в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые к 1 января 2009 года отработали менее половины специального стажа либо не имеют такого стажа до указанной даты (соответственно, не приобретут право на досрочную пенсию в общей пенсионной системе), предоставляется право выбрать компенсацию за работу с особыми условиями труда в виде ежемесячной доплаты к заработной плате (далее – доплата) вместо формирования права на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» 05.01.2008 №322-З для отдельных категорий педагогических работников из числа застрахованных лиц право на досрочную профессиональную пенсию определяется при наличии профессионального стажа 25 лет – у женщин, 30 лет – у мужчин.
Следовательно, работники, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 года составляет менее половины требуемого для назначения досрочной пенсии, т.е. менее 12 лет и 6 месяцев у женщин, и менее 15 лет у мужчин, могут обратиться к работодателю за получением ежемесячной доплаты к заработной плате.
Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 года.
Форма заявления работника, порядок его подачи, регистрации и хранения определяются локальным нормативным правовым актом работодателя.
Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника.
В случае возникновения спорных вопросов о продолжительности специального стажа работника разъяснения работодателям даются управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите при представлении документов, подтверждающих специальный стаж.
Размер доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника (тариф взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование для отдельных категорий педагогических работников составляет 4%).
За дополнительной информацией обращайтесь по тел.68 33 96 или
по адресу: г.Гродно, ул.Социалистическая, д.10, каб.203.
Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии
27 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан
Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ). Указом с 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.
При этом появление новой добровольной пенсионной программы
не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.
Как будет работать новая программа
Работник, желающий участвовать в страховании, с 1 октября 2022 г. сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию (в дополнение к обязательному 1-процентному взносу на трудовую (солидарную) пенсию). Размер этого взноса – в процентах от фактической заработной платы – он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника – 10%.
Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%.
Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.
При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы. 5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее. Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.
Вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией.
Для участников новой программы предусмотрены и другие финансовые стимулы:
– льгота по подоходному налогу. Так, работникам предоставляется право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию. Это означает, что размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%), будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника.
Гарантированное пользование данной льготой позволяет работникам формировать дополнительную пенсию при минимальных собственных затратах.
Дополнительные накопительные пенсии также освобождаются от подоходного налога с физических лиц.
– возможность наследования пенсионных накоплений;
– гарантия сохранности пенсионных накоплений. Осуществление добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии Указом возложено на государственную страховую организацию – республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита». Государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным этим страховым предприятием.
То есть все обязательства по дополнительным пенсиям в новой программе при любых обстоятельствах будут выполнены в полном объеме – РУСП «Стравита» или правопреемником этой страховой организации (в необходимых случаях – с привлечением государственных средств).
Кто может участвовать в новом страховании
Право участвовать в программе предоставлено работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда социальной защиты. В подавляющем большинстве случаев такой характер имеет работа по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
Начинать участвовать в новом страховании можно не позднее, чем за 3 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ограничение связано с тем, что при менее продолжительных сроках участия накопленные средства и результаты от их инвестирования объективно не смогут стать существенными.
Размер будущей накопительной пенсии
Размер накопительной пенсии будет исчисляться из сумм дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования (по принципу – сколько накопил, столько и получил).
Указом гарантируется норма доходности по пенсионным сбережениям в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде. Кроме этого, предусматривается начисление дополнительной доходности (страхового бонуса) по результатам инвестиционной деятельности РУСП «Стравита».
Также на сумму пенсии в месяц повлияет и выбранный работником срок ее получения – 5 либо 10 лет. На данном этапе такой период получения дополнительной пенсии является оптимальным – ее размер более ощутим для человека (при удлинении периода выплаты пенсии размеры накопительных пенсий уменьшаются).
При желании работника формировать пожизненную накопительную пенсию, это можно сделать в других добровольных программах страхования дополнительной пенсии, предлагаемых страховыми организациями.
Как начать участвовать в новой программе
С 1 октября 2022 г. работникам, желающим формировать дополнительную накопительную пенсию, необходимо обращаться в
РУСП «Стравита». Подать заявление и заключить договор можно при личном визите в эту страховую организацию или в электронном виде через ее официальный сайт. О заключении договора и участии в новой программе нужно уведомить работодателя.
Дополнительные взносы работника на накопительную пенсию по его заявлению будут ежемесячно перечисляться самим работодателем.
С 7 по 14 марта 2022 г. будет проводиться мероприятие "Неделя нулевого травматизма"
В школе для учащихся 10 "А" и 11 "А" прошли профсоюзные уроки, посвященные 100-летию профсоюзов Беларуси. Ребята обсудили права и обязанности трудящихся, роль профсоюзов в защите их прав.
Рекомендации для поддержки самостоятельной реабилитации после болезни, вызванной COVID-19
Профсоюзные уроки
Для учащихся старших классов в школе прошли профсоюзные уроки. Ребята узнали больше об истории
профсоюзного движения в Беларуси и в мире, а также обсудили трудовые права и обязанности
несовершеннолетних.