Родительский университет

 

 

 

 

 

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Задачи:

формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.                                                                                         


Онлайн-платформа «Родительский университет» на сайте факультета социально-педагогических технологий Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

План работы Родительского университета

План работы

Родительского университета

на 2024/2025 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:

- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете; - разработка «Интернет-сайта родительского университета»; - создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», Инстаграмм) Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:

- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета; - организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: - правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка; - гражданское: о путях развития образования, школы. - консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; - расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта; - на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы; - на стабильном общении детей и их родителей; - на формировании атмосферы поиска новых знаний; - на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка; - на развитии творческих способностей членов семьи; - на умении видеть результаты развития детей; - на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях) 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

Для родителей учащихся I-IV классов 

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

ответственные

1 классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая,

Психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

Лекция /практикум

/вебинар

Классные руководители 1-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-

гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у

первоклассника

ноябрь

Беседа /практикум

/мастер-класс

Классные руководители 1-х классов, медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у

ребенка желания трудиться

март

Круглый стол/

дискуссия/форум

Классные руководители 1-х классов

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции  в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных  эмоций

Ребенка

 

май

Семинар-практикум/психологический тренинг

Классные руководители 1-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

2 классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки  родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/семинар-

практикум/вебинар

Классные руководители 2-х классов

2.2

Тема2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность,  положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей.

Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый

стол/ семинар-практику/вебинар

Классные руководители 2-х классов, медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое

здоровье ребенка

март

лекция/

семинар-практикум/психологический тренинг

Классные руководители 2-х классов, педагог социальный Крень И.Н.

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль

семьи в развитии работоспособности ученика.

Как научить современного ребенка трудиться

май

Круглый стол/

форум/ дискуссия

Классные руководители 2-х классов

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки.

Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к

знаниям

октябрь

беседа/

семинар-

практикум/

вебинар

Классные руководители 3-х классов

3.2

Тема 2. Психологические и

физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка                        младших

школьников

декабрь

лекция/ семинар-практикум

/мастер-класс

Классные руководители 3-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

3.3

Тема 3. Здоровая семья  –здоровый ребенок.

Формирование                              умений                          и

навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

март

беседа/

дискуссия/

практикум

Классные руководители 3-х классов, медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья  как  система межличностных  взаимодействий. Общение как процесс  взаимовлияния. Особенности  семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

май

семинар-практикум/психологический тренинг

Классные руководители 3-х классов, педагог социальный Крень И.Н.

4 классы

4.1

Тема1. Возрастные психофизиологические

особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Личностные особенности младших школьников

октябрь

лекция/

вебинар

Классные руководители 4-х классов, педагог социальный Крень И.Н.

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

декабрь

Круглый стол/

дискуссия/форум/

семинар-практикум

Классные руководители 4-х классов

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка

при работе за компьютером

март

конференция/

круглый стол/

дискуссия/

форум/

семинар-практикум

Классные руководители 4-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

Круглый стол/

дискуссия/

форум/

вебинар

Классные руководители 4-х классов

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности  младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа

Взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

Классный руководитель,

педагог- психолог

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребенка

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно- нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции и ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

Классный руководитель

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Классный руководитель

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Классный руководитель,

инспектор по ДН

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

5 классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса.

Адаптация ребенка в новой среде.

Трудности                  адаптации

пятиклассников к школе

октябрь

семинар-практикум/

вебинар

Классные руководители

5-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

1.2

Тема      2.      Ребенок      среди  сверстников

Детский     коллектив     и     его значение в развитии личности школьника.

Потребности  ребенка в признании и самореализации.  Проблемы лидерства.        

Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни.

Как помочь ребенку в налаживании     отношений со

сверстниками.

декабрь

круглый

стол/

беседа/

семинар-

практикум

Классные руководители

5-х классов

1.3

Тема3. Ваш ребенок вырос.

Особенности  младшего подросткового возраста. Физическое,     психическое     и социальное развитие младших подростков.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

март

лекция/ беседа/

вебинар

Классные руководители

5-х классов, педагог социальный Хмельницкий Н.М.

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения  в современной

семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими  подростками. Почему          не           работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый

стол/

дискуссия/

форум/

вебинар

Классные руководители

5-х классов, педагог социальный, педагог-психолог

6 классы

2.1

Тема1. Семья как персональная Микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное  воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

октябрь

лекция/

беседа/

вебинар

Классные руководители

6-х классов

2.2

Тема2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного    (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины  зависимого поведения. Профилактика зависимостей  в подростковой среде. Роль родителей  в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-

практикум

/вебинар/

психологический

тренинг

Классные руководители

6-х классов, инспектор по ДН

2.3

Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности.

Основные правила медиабезопасности  для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от

опасностей в социальных сетях

март

Семинар-практикум/ мастер-класс

Классные руководители

6-х классов, педагог социальный Хмельницкий Н.М.

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению. Безопасности детей в летний период

май

конференция/

семинар-практикум/

вебинар

Классные руководители 6-х классов, представители субъектов профилактики

7 классы

3.1

Тема1. Психологические и

физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14 – летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание.

Здоровье школьника и его успехи в учебе

октябрь

лекция/

беседа/

вебинар

Классные руководители  7-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

3.2

 Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.   

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины   правонарушений.

Подростки группы риска

декабрь

Круглый стол/

беседа/

вебинар

Классные руководители  7-х классов, инспектор по ДН

 

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять.

Правила взаимодействия с подростком

март

конференция/

дискуссия/

форум/

семинар-практикум/

психологический тренинг

Классные руководители  7-х классов 

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

май

беседа/

семинар-

практикум/

психологический тренинг

Классные руководители  7-х классов

 

8 классы

4.1

Тема1.Жизненные цели подростков.

Цели   подросткового  периода.

Постановка      целей      и      их достижение.

Успеваемость в школе как один из        факторов       успешного

достижения целей

октябрь

лекция/

беседа/

вебинар

Классные руководители  8-х классов 

4.2

Тема2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций.

Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конференция/

форум/

семинар-

практикум/

психологический тренинг

Классные руководители  8-х классов

4.3

Тема3.Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы

суицидального поведения у подростков. Индикаторы

суицидального риска. Профилактика суицидального

поведения

март

беседа/семинар-

практикум/вебинар

Классные руководители  8-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

 

4.4

Тема 4. Культура поведения  в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты.        Развод        как

психотравмирующий      фактор.

Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении

школьных конфликтов

май

Круглый стол/

конференция/

семинар-практикум

Классные руководители  8-х классов, педагог социальный Хмельницкий Н.М. 

9 классы

4.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты,

отношение к учебе

октябрь

лекция/

конференция

вебинар

Классные руководители  9-х классов 

4.2

Тема 2. Агрессия, ее причины и последствия.

Формы агрессивного поведения

подростков.  Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного             поведении  подростка

декабрь

беседа/семинар-

практикум/вебинар

Классные руководители  9-х классов, педагог-психолог Демид А.Н.

 

4.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни:

вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как  фактор риска для возникновения  вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.                       

Профилактика вредных привычек

март

лекция/

беседа/

семинар-практикум

Классные руководители  9-х классов, педагог социальный Хмельницкий Н.М. 

4.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности  учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

май

конференция/

форум/семинар-

практикум/

вебинар

Классные руководители  9-х классов, заинтересованные

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников. Межличностное общение подростков Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

Классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог социальный, педагог-психолог, классный

руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения.

Конфликты между подростками, основные причины конфликтов

Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как  услышать  ребенка,     пока  он     не      стал «трудным»?

педагог социальный, педагог-психолог, классный

руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам    несовершеннолетних

8

Как    научиться    понимать    и     принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя              работа:        удовольствие           или

наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог социальный, педагог-психолог, классный

руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам    несовершеннолетних

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.

Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

педагог социальный, педагог-психолог, классный

руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам    несовершеннолетних

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведения

Ответственные

10-11 классы

1.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику   в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

Факторы, влияющие на выбор профессии.

Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника.

Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-практикум форум

вебинар

Классные руководители  10 и 11  классов, педагог социальный Хмельницкий Н.М., медицинский работник

 

1.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска.

Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

Интернет-зависимость.   

Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конференция

беседа

практикум

Педагог-психолог Демид А.Н., медицинский работник

 

1.3

Тема3. Подготовка старшеклассников  к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего  семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству,  рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

Круглый стол

дискуссия форум вебинар

Классные руководители  10 и 11  классов, педагог социальный Хмельницкий Н.М., педагог-психолог Демид А.Н.

 

1.4

Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу.

Как помочь старшекласснику справиться с тревогой  (мнемотехники, приемы концентрации  внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам.

Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

семинар-практикум

мастер-класс

психологический тренинг

Классные руководители  10 и 11  классов, педагог-психолог Демид А.Н.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-XI класса 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие  нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда,  личная гигиена

Классный руководитель, педагог социальный Хмельницкий Н.М.,

медицинский работник,  педагог-психолог Демид А.Н.

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников. Закон и ответственность несовершеннолетних. Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе. Самореализация личности

Классный руководитель, педагог социальный Хмельницкий Н.М., инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник, педагог-психолог Демид А.Н.

 

свернуть

Как стать другом своему ребенку

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. В то же время родитель остается старшим, опытным, ответственным за жизнь, дела, развитие своего чада.

Сложности в отношениях ребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми переживаний детей. Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с подругами, ее будут ждать, — безрезультатно. Тогда она убегает без разрешения. Родители возмущены, и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность перед другими, интерес к общению со сверстниками для девочки оказались важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не понимающие его интересы, желания. Непонимание начинает казаться ребенку главным в отношении к нему родителей. Неверие взрослых в силы ребенка вызывает у него протест уже в трехлетнем возрасте. У младшего школьника это вызывает возмущение и обиду. Детям свойственно стремление быть на уровне своих сверстников, быть «не хуже других». Запреты взрослых этому препятствуют, мешают продемонстрировать свою самостоятельность. В действиях взрослых нередко проявляется стремление застраховаться от неприятностей, неожиданных поступков ребенка. Они стремятся запретить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может привести к каким-либо неожиданностям. Именно неверие в возможности ребенка вызывает конфликты, создает у малыша представление, что его считают маленьким, несмышленышем. Страх быть униженным, особенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии ребенка. Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

Основы дружбы с родителями

  • Умение слушать по-настоящему - одно из главных способов взаимопонимания между родителями и детьми.
  • Интересуйтесь у ребенка, почему он вел себя тем или иным образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Подскажите ребенку, как можно было справиться в подобной ситуации иначе.
  • Давайте ребенку выговориться, не перебивайте его.
  • Когда ребенок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы его слушаете.
  • Обращайте внимание, какими движениями ребенок сопровождает свою речь. Жесты вам помогут понять, трудно ли дается ему рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.
  • Спросите у ребенка: Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася тебя ударит?
  • Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно решать проблемы, если осознаем чувства и реакцию других людей.
  • Выслушав ребенка, предложите другие решения.
  • Помогите ребенку побороть его страх.
  • Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи? Единственный способ узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет, то для избавления от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать вам о том, чего боится. Если же ребенок старше и страхи совеем другие, вы должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его беспокоит.
  • Совместные дела укрепляют семейные отношения.
  • Занимайтесь со своим ребенком общими делами, пусть это будет творчество или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам предложит вам свою помощь.
  • Будьте надежной опорой для своего ребенка.
  • Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например, ваш ребенок ударил другого ребенка в школе или порезал ножницами рубашку папы. Не спешите его сразу ругать и наказывать, сначала разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным способом, но все же. Или ударив ребенка в школе, он просто защитил себя или дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам, главное, чтобы он знал, что вы ему верите, и тогда он не будет вас обманывать.
  • Уважайте ребенка, как взрослого.
  • Давайте своему ребенку участвовать в принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на выходные. Он должен ощущать себя в семье равноправным ее членом. Прислушивайтесь к мнению ребенка. Если поступили неправильно по отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым человеком.
  • И самый главный совет — любите свое чадо, каким бы оно порой вредным и непослушным ни было.
  • Любовь — это самая большая потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и вера формирует у ребенка уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
свернуть

«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания

1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы

снимали его эмоциональное напряжение.

3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6.К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

свернуть

Десять заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
  8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой. 

 

Я. Корчак.

свернуть